Физико-математическая школа при НГУ


В гостях у школьников ФМШ член-коресспондент АН СССР Ю. Л. Ершов, заведующий лабораторией математической логики Института математики СО АН СССР.
Школа, открывающая
путь в науку.

      26 лет тому назад в сибирской тайге энтузиасты-ученые заложили центр сибирской науки, а шестью годами позже академик М. А. Лаврентьев, исходя из завета М. В. Ломоносова, что 'при Университете необходимо должна быть гимназия, без которой Университет как пашня без семян', выдвинул идею создания специализированной школы как начальной ступени подготовки кадров для Сибири.
   Он был глубоко убежден в том, что сибирская земля способна рождать и 'собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов'...

      Так в живописном месте Академ-городка родилась одна из первых в нашей стране специализированных физико-математических школ.
Любой человек за 20 лет жизни проходит через множество проб и ошибок, пытаясь познать окружающий мир и себя в нем, определить свое место в жизни, в обществе. А как же школа, такой сложный организм воспитания человеческих отношений? Тем более, специализированная физико - математическая, идущая по неизведанному пути. Ее путь осложнялся еще тем, что у нее длительное  время было больше противников, чем союзников и доброжелателей.
      И вот пройдена большая дорога длиною в 20 лет. Какой же мы видим школу сегодня, в дни юбилея? Оправдала ли она надежды ее основателей?
В январе этого года в школе проходила традиционная юбилейная шестая научно-практическая конференция, которая обобщила двадцатилетний опыт работы, подвела некоторые итоги обучения и воспитания подрастающего поколения и показала, что школа подтвердила и сохранила принципы набора, обучения и воспитания учащихся, завещанные нам ее организаторами, выдающимися учеными М. А. Лаврентьевым, А. А. Ляпуновым. С. Л. Соболевым, Д. В. Ширковым, В. В. Воеводским, Г. И. Будкером, С. Т. Беляевым и другими.
      Сегодня школа по праву носит имя ее основателя выдающегося ученого, Героя Социалистического  Труда, академика Михаила Алексеевича Лаврентьева. Для всех нас это почетная и большая ответственность - носить имя человека, который еще при жизни стал легендой. С. первых дней основания школы М. А. Лаврентьев относился к ней как к любимому детищу. Несмотря на огромную занятость, он находил время побывать в школе, встретиться с ребятами и нередко приглашал к себе в институт стайку физмат-школьников, встретившуюся ему на улице.
      Как и 20 лет назад в школе обучаются дети многих национальностей страны, прошедшие через три тура олимпиад, приехавшие с разных концов Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана.
      За эти годы школу закончили 4237 человек, из них 36 - с золотой и 111 - с серебряной медалями.
      Сегодня во всем мире идут поиски новых форм подготовки научных кадров. Одна из задач - это необходимость как можно раньше научить молодежь быстро ориентироваться в научной статье, книге. Об этом говорил и М. А. Лаврентьев: 'Надо как можно раньше привлекать ребят к творческой работе'.
Физматшкола открыла путь в науку многим своим ученикам. Мы не сумели проследить за судьбой каждого нашего выпускника, но знаем, что (по далеко не полным данным) более 300 наших выпускников стали кандидатами, 11 человек - докторами наук. Мы гордимся своими учениками и учителя считают за честь работать в этой школе.
Один из организаторов ФМШ, член - корреспондент АН СССР А. А. Ляпунов сказал, что физ-матшкола выполняет чрезвычайно важные функции. С одной стороны, она вместе с олимпиадами содействует  воспитанию научных интересов молодежи и ускоряет вхождение людей в науку. А с другой - ФМШ является педагогическим экспериментом, цель которого в создании как бы модели нового профиля образования, отвечающего современным требованиям.
      За годы существования школы этот эксперимент был оправдан. Сама идея специализированных школ - идея необходимости и полезности специализации обучения, воспитания увлеченности наукой еще на школьной скамье - овладела широкими кругами. Сегодня, наряду с нашей физико - математической и еще тремя, созданными почти одновременно, существует огромное количество специализированных школ, классов, где также организованы факультативы, которые расширяют и углубляют знание учащихся. Пример нашей школы показал, что это важно и нужно.
      Принципы отбора учащихся в ФМШ, методика обучения и воспитания привлекают внимание широких кругов мировой общественности. Трудно сказать, из каких уголков земного шара не было у нас гостей. Все в какой-то степени хотят перенять опыт работы 'лаврентьевской' школы.
      Организаторы ФМШ считали, что обучение в ней не должно ограничиваться только физикой и математикой, ученики должны изучать и другие науки: химию, биологию, историю, литературу, иностранные языки.
      Стабильный творческий педагогический коллектив, насчитывающий более 140 человек, успешно решает задачи, поставленные перед школой.
      С первых дней основания здесь работают Р. С. Созоненко, Т. С. Кабукина, Г. В. Торопова и другие. Рядом с ними два доктора наук - Кирилл Алексеевич Тимофеев, доктор филологических наук, заведующий кафедрой общего языкознания университета, отличник народного просвещения;  Иван Павлович Шестаков, профессор, доктор физико - математических наук, старший научный сотрудник Института математики СО АН СССР, выпускник нашей школы; тридцать один доцент; отличники народного просвещения, кандидаты наук - Павел Иванович Зубков, Аркадий Анатольевич Атавин.
      Школа дает не только глубокие и прочные знания по основным наукам, но и уделяет большое внимание всестороннему развитию личности школьника, воспитанию     коммунистической убежденности и гражданственности. В школе сложилась своя система воспитания. Это традиционные вечера, Ленинский зачет н комсомольские путевки, выпуски детского литературно-художественного     альманаха 'Роса', работа клубов - любителей искусств, музыкального и литературного, школы современного бального танца, разнообразные спортивные секции...
      Большую помощь в этой многообразной работе нам постоянно оказывают Новосибирский государственный   университет, академические институты, ученые Сибирского отделения АН СССР, которые встречаются с учениками, выступают с лекциями. Всегда уделяли внимание школе академики С. Т. Беляев, С. Л. Соболев, А. Г. Аганбегян, Г. И. Марчук, А. А, Трофимук, С. С. Кутателадзе, Г. К. Боресков, М. М. Лаврентьев.
      Мы благодарны академику В. А. Коптюгу - председателю СО АН СССР, членам-корреспондентам Е. И. Шемякину и В. Л. Макарову за помощь, поддержку и душевное отношение к школе. Активную помощь нам всегда оказывают член - корреспондент Ю. Л. Ершов, доктора паук Д. М. Смирнов, Т. И. Зеленяк, В. И. Врагов, Б.И. Пещевицкий, Е. И. Биченков, председатель олимпиадного комитета профессор В. Д. Мазуров.
      Отмечая в дни юбилея успехи, мы считаем, что нужно и дальше продолжать работу по совершенствованию отбора учащихся, повышению эффективности учеб-ного процесса, по воспитанию коммунистической    сознательности и гражданской ответствен-ности, подготовке наших выпускников к труду.

А. БОГАЧЕВ, директор средней специализированной физико - математического
профиля школы-интерната N 165 имени академика М. А. Лаврентьева, отличник народного просвещения.


Будем помнить обряд посвящения

      Большой зал Дома ученых празднично освещен. Звучат фанфары. На сцене вазы с цветами, на зеленом занавесе значок ФМШ. Звучит гимн Советского Союза, все встают. Под звуки марша вносятся знамена. Так торжественно и необычно начинается ритуал посвящения новых учеников...
      Директор школы рассказывает о традициях этого обряда, просит внести Книгу почетных фымышат. И вот, как по мановению волшебной палочки, спускается киноэкран, на котором один за другим возникают изображения почетных фымышат.
- В храм науки входят один раз, - говорит директор школы. - Сегодня вы, новые фымышата, пройдете ритуал посвящения. Вместе с Магистром произнесете слова торжественной клятвы. Наступает время посвящения, время Хранительницы Клятвы. На этот час вы попадаете в ее владения.
      И начинается то, что никогда не изгладится из памяти. Несут одежду Магистра, облачают его, на сцене сменяют друг друга освещенные разноцветными огнями ритуальные танцы. И вот нас посвящают... В глубине сцены горят свечи, все заполнили звуки органа. Мы приносим клятву. Весь зал - 300 человек - говорит, как один. А потом каждый целовал край знамени и съедал щепотку соли, - необычной, неземной: ее спустили откуда-то сверху на летающей тарелке.
      И снова - ритуальные танцы, сказочно красивые костюмы, сиянье разноцветных огней... Нас переполняли волнение, радость, приподнятость, ощущение счастья, что мы попали в эту школу.

Т. ЗЮЛЯЕВА, С. КУБРИНА, О. ПЕРЫШКОВА, ученицы 10 класса.



      18 лет назад окончил ФМШ Иван Игнатьевич Воробьев. Став студентом физфака НГУ, он активно участвовал в работе научных семинаров и спецкурсов университета, Института, ядерной физики и отдела теоретической физики Института математики, в проведении олимпиад и летней школы ФМШ. И хотя Иван Игнатьевич имел все данные к успешной научной работе, все-таки решил стать преподавателем физики. Тринадцать лет работы в ФМШ подтвердили правильность этого выбора.
      Лекционный курс физики И. И. Воробьева отличается целостностью и продуманностью.
      По его словам, 'физика состоит не из отдельных параграфов. Задача науки не просто в увеличении знаний или, как сейчас принято говорить, в расширении информации, а в умении задавать природе вопросы и понимать ее ответы. Может быть, самое удивительное в физике - это то, какое богатое содержание оказалось возможным сконцентрировать в небольшом числе фундаментальных законов и идей'. Эти убеждения и проявляются в его преподавательской работе.
Иван Игнатьевич направленно помогает учащимся выработать целостное физическое мышление, чтобы именно владение основными, главными понятиями физики помогало разбираться в частных и неожиданных, на первый взгляд, вопросах.
      У Ивана Игнатьевича 20 печатных работ по конкретным вопросам методики, много удачных находок в практике преподавания. Он автор сотен задач по физике, около ста из них вошли в сборник задач, подготовленный преподавателями ФМШ и вышедший в издательстве 'Наука'; часть задач опубликована в журнале 'Квант', много задач составлено для олимпиад и контрольных работ.
3. БОТОВА, учитель ФМШ







Благодарю Андрея Гречушникова (10-5 класс 1983 года) за присланный мне номер газеты "Наука в Сибири", где широко освещался 20-ти летний юбилей ФМШ.